Отпевание в Русской Православной Церкви — это церковное богослужение, совершаемое над умершим христианином перед его погребением. Этот обряд представляет собой важную часть православной традиции и символизирует прощание с усопшим, молитву за его душу и надежду на вечную жизнь. Отпевание проводится обычно в храме или в доме умершего перед выносом тела на кладбище.
* * *
По смерти христианина тело его омывают, одевают в чистые одежды и полагают «саван» (белый покров), в знак того, что умерший , при своем крещении, дал обет проводить жизнь в чистоте и святости. На лоб умершего возлагается венчик с изображением Христи, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью «Святый Боже…», в знак того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божью и умер с надеждою получить венец на небесах. На руки умершего полагается крест или икона, в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих. При гробе читается чтение псалтири с прибавлением молитв об упокоении души умершего и служатся панихиды. Псалмы читаются в утешении скорбящих о смерти умершего.
В храме гроб с телом умершего ставят лицом к алтарю. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека. Не смотря на множество грехов, человек не перестаёт быть «образом славы Божией», созданным по образу и подобию Божиему , а поэтому Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
Разрешительной молитвой разрешаются бывшие на усопшем запрещения и грехи, в которых он покаялся или которые при покаянии он не мог вспомнить. Новопреставившийся с миром отпускается в загробную жизнь, а текст этой молитвы полагается в руки умершего. Родные и знакомые прощаются с почившим, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает его крестообразно землею, произнося : «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Гроб закрывается крышкой и умершему поется «вечная память».
После отпевания гроб с телом умершего переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом на восток, при этом совершается краткая заупокойная лития.
На могиле христианина ставиться Крест, как символ победы Христовой над смертью и адом.
Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по его делам, Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы, в особенности в первые дни после их представления и во дни общего поминовения усопших. Она молится за них в третий, девятый и сороковой дня после их смерти.
В третий день по смерти усопшего Церковь , вспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.
В десятый день Церковь молит Господа , чтобы Он причислил умершего к лику угодников Божиих.
В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители умершего.
Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течении всех сорока дней, с служением заупокойной Литургии и панихиды. Такое поминовение называется сорокоустом.
В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни, день перехода бессмертной души человеческой в небеса, где уже нет места земным болезням , печалям и воздыханиям.